Полномочия транспортной полиции (расшифровка аудиозаписи)

Запись передачи «Диктат закона».

Респондент: старший инспектор управления на транспорте МВД России по Северо-Западному Федеральному округу Михаил Юрьевич Веселов.

Запись передачи «Диктат закона» на тему «Полномочия сотрудников транспортной полиции» вышла в эфире радио Мария 26 июля 2016 года в 14.00 часов.

      1. Титаренко Олеся - Диктат закона 008 Полномочия транспортной полиции

Суров закон, но это закон, и его необходимо исполнять, каким бы суровым он ни был. Именно поэтому я, Титаренко Олеся Валерьевна, хочу научить вас, взаимодействовать с государственным аппаратом власти. Надеюсь, что новые знания помогут вам эффективно общаться с чиновниками всех рангов.

Олеся ТИТАРЕНКО: Здравствуйте, дорогие радиослушатели, рада приветствовать вас на волнах «Радио Мария«. В эфире правовая тематическая передача «Диктат закона«. Сегодня мы поговорим о транспортной полиции, ее полномочиях, отличиях, возможном взаимодействии с вами. Напомню, что данная передача нацелена на правовое просвещение вас в области взаимодействия с силовыми структурами, более детального понимания их деятельности, законов, которыми они следуют, и привития навыков грамотного составления обращений по существу и в компетентные органы. Почти каждый россиян ежегодно собирается в отпуск. А значит посещает аэропорт, водный, железнодорожный вокзал. Задумывались ли вы над тем, что все происшествия, совершающиеся на вокзалах и в транспорте, подведомственны не местному отделу полиции, а специальному подразделению. Готовясь к сегодняшней передаче, я на форуме нашла интересный диалог, где обсуждалась разница работы оперативных сотрудников на земле и транспорте. Поясню, под словом «земля» подразумевались местные отделы полиции, под словом «транспорт» — структурные подразделения транспортной полиции. В итоге на форуме пришли к выводу, что самое главное отличие  — это то, что на территории надо раскрывать уже зарегистрированные дела, а сотрудники транспортной полиции должны найти, что зарегистрировать. Развеять все споры и недоразумения по этому поводу пришел старший инспектор Управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу Веселов Михаил Юрьевич. Здравствуйте, Михаил Юрьевич!

Михаил ВЕСЕЛОВ: Здравствуйте, Олеся!

Олеся ТИТАРЕНКО: Транспортная полиция — это специальное структурное подразделение в составе МВД, которое отвечает за безопасность на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Как вы считаете, законодатель правильно сделал еще в своем далеком 1919 году, выделив из состава МВД специальные структурные подразделения, отвечающие за безопасность на транспорте?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Безусловно, я считаю, это было правильное решение, потому что создание такого вида правоохранительных органов диктовало обстановку, складывающуюся с развитием страны. Развитие транспортной инфраструктуры, перевозок различными видами транспорта, опять-таки, требовало индивидуального подхода к выявлению совершенных преступлений и правонарушений в воздушном, водном и железнодорожном транспорте. Развитие происходило постепенно, все зависело от развития транспортной инфраструктуры. Как мы видим, железнодорожные перевозки у нас развивались еще в дореволюционное время, а воздушный транспорт достиг, так сказать, своего апогея в воздушных перевозках, пассажиров именно, в 70-х годах, что послужило за собой тоже создание отдельных структур на воздушном транспорте, тогда еще милиции. И, соответственно, постановку перед ними новых задач, как то, например, пресечение фактов захвата самолетов, проявление каких-то террористических актов.

Олеся ТИТАРЕНКО: Понятно, что ваше подразделение осуществляет свою деятельность, как и иная структура МВД, на основе федерального закона №3 «О полиции» от 07.02.2011 года. В силу вашей специфической деятельности, какие основные задачи и обязанности лежат на транспортной полиции?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Рассматривая данный вопрос, необходимо учитывать ту ситуацию, что подразделения транспортной полиции имеют линейное построение в отличие от территориальных органов. То есть, они напрямую зависят от расположения узловых станций, аэропортов, портов по железнодорожной магистрали, ну, по транспортным путям нашей великой страны. И если брать на примере нашего управления хотя бы, то территория нашего обслуживания включает в себя три железные дороги — это Калининградскую, Северную и Октябрьскую. Сами подумайте, протяженность более 17 тысяч километров железнодорожных путей. Если брать морские порты, то на нашей территории их около 34-х находится, уже не говоря о речных магистралях, воздушных авиалиниях и так далее. То есть, все под собой это и влечет  особенности прохождения службы и выявления преступлений именно транспортной полиции.

Олеся ТИТАРЕНКО: Наверно, именно поэтому и разделено, скажем так, структура транспортной полиции разделена по федеральным округам, а вы не называете «по городу Санкт-Петербург», то что вам именно выделен федеральный округ?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Да, все верно. У нас Управления на транспорте, они составляют, скажем так, структурное построение по федеральным округам, плюс два линейных управления централизованного подчинения и недавно созданный в системе МВД Симферопольский линейный отдел, сами знаете, из-за присоединения Крыма там тоже создавалась структура. В свою очередь, данные управления по федеральным округам подразделяются на линейные отделы и линейные управления, которые по принципу, скажем так, территориальных подразделений МВД, включают в себя линейные отделения и линейные пункты полиции, так называемые ЛУ и ЛПП, которые располагаются на небольших станциях, но где всегда есть сотрудник полиции.

Олеся ТИТАРЕНКО: Но все же, какие основные задачи и обязанности лежат на сотрудниках транспортной полиции? Если мы говорим, в общем в законе «О полиции», там прописано очень много задач и обязанностей. Но в силу вашей специфики, наверно, можно выделить какие-то основные? Ну, например, как именно пресечение преступной деятельности.

Михаил ВЕСЕЛОВ:  В общем, все задачи полиции они, вы правильно заметили, прописаны в законе и совпадают. Но есть особенности выявления и пресечения преступлений именно на отдельных видах транспорта или территории. Допустим, выявление того же преступления на железнодорожном транспорте оно будет отличаться от выявления преступления и правонарушения на воздушном. Если брать за основу самолет — это замкнутое пространство, и совершение правонарушения — оно как комната, все на виду. Если мы берем состава подвижной, который имеет в своем составе 20 вагонов или 15, то здесь уже совершенно другая категория, плюс остановочные пункты, где преступник можно сойти или, наоборот, зайти. Вот это все является той самой спецификой.

Олеся ТИТАРЕНКО: Каким нормативно-правовым актом регулируется деятельность транспортной полиции? То есть, где прописано о том, какие объекты транспорта вы курируете?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Есть приказ МВД, в котором утверждена Инструкция о взаимодействии территориальных органов МВД и органов внутренних дел на транспорте. У него три приложения. В этих приложениях полностью разъяснено, какие объекты находятся в ведении транспортной полиции, а какие относятся к ведению территориальных органов. Также этим приказов регламентировано взаимодействие органов внутренних дел при выявлении и пресечении преступлений, правонарушений, проведении массовых мероприятий, охране общественного порядка, осуществлении транспортной безопасности. То есть, данным приказом четко разграничение установлено.

Олеся ТИТАРЕНКО: Этот приказ секретный или же он…?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Нет, никак нет. Это 381-ый приказ от 25 марта 2015 года. Он в доступе.

Олеся ТИТАРЕНКО: То есть, его можно свободно найти в сети интернет, да, и почитать?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Да.

Олеся ТИТАРЕНКО: Для того, чтобы нашим радиослушателям было более понятно, я хочу разобрать с вами такие понятия как железнодорожный транспорт, воздушный и водный. Давайте начнем с железнодорожного транспорта: что к нему относится?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  В общем понятии, которое все должно знать, железнодорожный транспорт — это в первую очередь подвижной состав, то есть, поезда, которые ходят по рельсам; плюс сами верхние строения пути, так называемая терминология, к нему относятся и рельсы, и накладки, и шпалы, и насыпь в том числе, на чем она установлена. Отвлекаюсь, скажу, нередкие случаи хищения гравия с насыпи — это тоже относится к ведению транспортной полиции. Ну, кроме этого все подразделения, обслуживающие железные дороги ОАО «РЖД» — это и подстанции, и электрические тяговые подстанции, это светофоры, семафоры — то есть, все оборудование, которое обеспечивает движение подвижного состава, плюс локомотивные депо, ремонтные предприятия, перроны, вокзалы, станции — вот все.

Олеся ТИТАРЕНКО: Метро относится?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Нет, метрополитен  — у нас отдельное подразделение, которое обслуживает Управление внутренних дел на метрополитене, входящее в состав территориальных управлений органов внутренних дел. Как у нас по Главному Управлению Санкт-Петербурга и Ленинградской области есть свое Управление внутренних дел на метрополитене, куда входит три отдела.

Олеся ТИТАРЕНКО: По сути, мы тогда можем обозначить то, что ведение в вашей службе по железнодорожному транспорту — это вся железная дорога, которая находится на Северо-Западном федеральном округе?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Да, железнодорожные пути…

Олеся ТИТАРЕНКО: Да, и те поезда, то есть, поезда, электрички, которые проходят вот по этим путям?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Да, это так.

Олеся ТИТАРЕНКО: Михаил Юрьевич, что входит в состав водного транспорта и какая территория подпадает под вашу юрисдикцию? Как она определяется, эта территория?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Объекты водного транспорта, которые находятся в ведении нашего управления, это в первую очередь связанные с перевозкой грузов и пассажиров. То есть, это суда — пассажирские или грузовые; это порты — речные и морские; территории этих портов; главный судовой ход рек и каналов и внутри их водных путей; речные знаки; дебаркадеры — плавучие пристани.

Олеся ТИТАРЕНКО: Все-таки, если мы на территории земли, вот как железнодорожном транспорте, можем понять Северо-Западный федеральный округ, где его границы, по крайней мере, посмотреть по карте, да, то в водные пути достаточно проблематично. Почему я хочу рассмотреть этот вопрос так подробно. Ну, вот, к примеру, гражданин отправляется в Финляндию на пароходе. Не в Финляндию, ну в путешествие — Швеция, да, из Санкт-Петербурга, например, с какого-то порта, и у него по пути происходит кража. Вот  к чьему ведомству, куда он должен писать заявление, это будет относиться? И где понять, это ведомство уже другой территории, либо же Северо-Западного федерального округа?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Здесь мы берем, вы немножко такой сложный случай взяли, где уже в некоторых моментах вступают и международные правовые отношения, но берем приземлено, что это теплоход, он отправляется из порта приписки Санкт-Петербург. Это территория обслуживания нашего управления. Любое лицо, находящее на данном теплоходе, в первую очередь подчиняется капитану. И если какое-то происшествие случается, нужно в первую очередь уведомить капитана, который ставит в известность органы внутренних дел, в связи с тем, что на пароходах международного назначения сотрудники транспортной полиции не находятся. И после выяснения всех обстоятельств данное сообщение будет зарегистрировано. Уже тогда прибудет следственно-оперативная группа и начнет работу с потерпевшим.

Олеся ТИТАРЕНКО: То есть, по сути, получается то, что капитан этого корабля он знает, где в настоящий период на какой территории он находится и куда направлять это заявление, то есть, сотрудников какого ведомства ему вызывать.

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Да, конечно, есть те теплоходы, которые могут проплывать по нашим рекам, минуя несколько федеральных округов, конечно, это все оговаривается среди бассейновых управлений, которые обслуживают внутренние водные пути.

Олеся ТИТАРЕНКО: Помимо охраны аэропортов, какую еще деятельность вы осуществляете на территории воздушного транспорта?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Ну, кроме, так скажем, обеспечения охраны общественного порядка, что входит в основные функции, в первую очередь на территории аэропортов…

Олеся ТИТАРЕНКО: Обозначу, мы говорим обо всем воздушном транспорте, это не только аэропорта, это и деятельность в воздухе, скажем так, может быть, какая-то.

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Хотел бы тоже пояснить, что сейчас уже длительное время, скажем так, сотрудники транспортной полиции в самолете не присутствуют и не сопровождают его. Работа по совершенным преступлениям или правонарушениям проводится при посадке самолета. Вот тогда, когда командир корабля воздушного сообщит об этом происшествии, как это бывало не раз с дебоширами, если помнят все, дебош в воздухе происходит, но арест этого товарища происходит по прибытии в аэропорт.

Олеся ТИТАРЕНКО: Арест. А точка отсчета начала правонарушения именно с момента того, как дебошир начал кричать или же с момента посадки самолета? То есть, вот этот момент правонарушения он фиксируется каким временем?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Нет, правонарушение само по себе начинается с каких-то действий. А вы имеете в виду, кто будет заниматься?

Олеся ТИТАРЕНКО: Ответственность, да, кто будет заниматься, в какое подведомство это уйдет? Туда, куда самолет приземлился, либо же на территории какого ведомства, скажем так, даже если это в воздухе, началось правонарушение?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Нет, заниматься будут те сотрудники, куда приземлился самолет. Фиксировать все…

Олеся ТИТАРЕНКО: То есть, неважно, в начале полета это началось или в конце уже полета? То есть, если это, например, два разных федеральных округа?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Тут ситуация может меняться тем, решение принимает командир корабля, он может вернуться в аэропорт, откуда вылетал, если преступление или правонарушение началось буквально сразу. Он имеет полное право менять курс.

Олеся ТИТАРЕНКО: Понятно. Продолжите, пожалуйста, отвечать на мои вопросы по поводу деятельности на территории воздушного транспорта.

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Да, возвращаясь к деятельности на воздушном транспорте, здесь можно коснуться по примеру Пулково, возьмем, многие бывали там, знают. Видно, насколько на данный момент оборудован аэропорт, аэровокзальный комплекс весь, какие системы безопасности установлены, как происходят досмотровые операции при входе, при прохождении предполетного досмотра — везде принимают участие сотрудники транспортной полиции. Плюс к этому, это видимая часть, невидимая часть — это, соответственно, выявление тех же самых преступлений, которые происходят и на земле, в первую очередь, кражи, хищения какие-то, хищения топлива, не скрою, оно тоже присутствует, по линии экономики преступления. Это все работа во внутренних, так скажем, организациях.

Олеся ТИТАРЕНКО: Административные правонарушения входят в вашу деятельность?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Конечно, в первую очередь как профилактика преступлений.

Олеся ТИТАРЕНКО: Автобусы, троллейбусы, трамваи, автомобили — это тоже вид транспорта, но к ведомству вашего подразделения они не относятся. Кто тогда курирует вышеназванные объекты?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Да, хотелось бы вот эту сторону прояснить, потому что на телефон доверия нашего управления очень много приходит заявлений, обращений граждан с происшествиями в автобусах, троллейбусах, в том числе в междугородних автобусах. Данная сфера она не относится к подконтрольности транспортной полиции. Это территориальные органы, скажем так, по месту регистрации транспортных средств в трамвайных парках, троллейбусных, автобусных парках. То есть, по сути, при совершении какого-либо правонарушения или преступления нужно обращаться в тот территориальный орган, на чьей территории это произошло.

Олеся ТИТАРЕНКО: По месту происшествия или все-таки по месту регистрации транспортного средства?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Нет, здесь по месту происшествия.

Олеся ТИТАРЕНКО: Понятно. Еще раз напомню то, что наша передача задумывалась как раз таки для того, чтобы объяснить гражданам, в какое подведомство стоит писать заявление, если что-то происходит. Ну, еще одна функция — это разгрузить опять-таки органы полиции от ненужной рутинной работы, когда обращаются не по существу. Михаил Юрьевич, если у гражданина происходит происшествие на транспорте, как выше упоминалось — железнодорожном, водном или воздушном — требующее вмешательство полиции, куда или кому ему изначально следует обратиться? По сути, я хочу от вас услышать какой-то алгоритм действий. Вот произошла кража или обнаружил кто-то, что продают наркотики. Куда ему идти, с каким заявлением, обращением? То есть, по сути, полный алгоритм действий скажите.

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Постараюсь изложить примерный алгоритм. За основу можно взять пассажирский поезд сообщением Москва — Санкт-Петербург, вот он выехал, и в пути следования происходит кража, что очень часто по невнимательности — люди оставляют мобильные устройства на зарядке прямо в коридоре, вещи личные оставляются, чем пользуются поездные воришки. Здесь необходимо в первую очередь, если гражданин обнаружил кражу или пропажу вещей, обратиться сначала через проводника к начальнику поезда. Если есть в поезде наряд сопровождения, он тут же по горячим следам начнет работать с человеком с потерпевшим и будет устанавливать лиц, причастных к совершению данного преступления. Если наряда сопровождения не оказалось, как ремарку дам, не все поезда у нас, к сожалению, сопровождаются, не хватает сотрудников, то начальник поезда по своим каналам экстренной связи ставит в известность ближайший линейный отдел на станции, здесь, допустим, будет Бологое, промежуточный, откуда сразу в поезд будет подсаживаться следственно-оперативная группа, которая также… поезд следует дальше, и, не останавливаясь, она начинает работать.

Олеся ТИТАРЕНКО: Все-таки гражданин же должен написать письменное заявление, или вы и по устному заявлению уже начинаете оперативно-розыскные мероприятия?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  В процессе, когда следственно-оперативная группа приступит к своим действиям, с гражданина будут сняты все объяснения следователем, что будет приравнено к письменному заявлению, то есть, сообщению о преступлении.

Олеся ТИТАРЕНКО: То есть, получается, вашей службе достаточно устного заявления. Дальше вступают в работу оперативные сотрудники, следователь, либо дознаватель, в зависимости от вменяемости, скажем так, правонарушения. Гражданину уже не надо об этом думать? Потому что, насколько я знаю по  работе с территориальными органами, то там обязательно надо письменное заявление сделать, по устному никто даже и не пошевелится. Как у вас это все-таки обстоит?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Как я уже сказал, когда следственно-оперативная группа зайдет в поезд и, действительно, получит сообщение от гражданина, от лица, что у него украли какую-то вещь, плюс, если будут свидетели или все будет прямо на это указывать, будет оформлено заявление все равно в письменном виде. Может быть, это будет писать не сам гражданин, а следователь запишет, но оно будет также изложено на бумаге и зарегистрировано официальным образом.

Олеся ТИТАРЕНКО: А как человеку понять о том, что оно зарегистрировано? Вот если это в пути следователя. Номер КУСП, я так понимаю, вы не выдаете? Или же к вам уже сотрудники ходят с этими номерами?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Нет, почему, идет отзвонка оперативному дежурному следователем.

Олеся ТИТАРЕНКО: Сразу на месте?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Да, идет регистрация. И, в принципе, номер КУСПа уже может быть известен.

Олеся ТИТАРЕНКО: То есть, человек может быть себе записать. И в дальнейшем как ему проконтролировать?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  А дальше он обращается либо в тот линейный отдел, который вел данные материалы или ведет, либо в само Управление.

Олеся ТИТАРЕНКО: А как он узнает, какой линейный отдел ведет?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Сотрудники представятся. Все служебные удостоверения с собой, это всегда можно будет узнать.

Олеся ТИТАРЕНКО: Гражданин может сфотографировать служебное удостоверение?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Нет, сфотографировать служебное удостоверение…

Олеся ТИТАРЕНКО: А что он тогда может?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Записать.

Олеся ТИТАРЕНКО: Просто переписать данные?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Записать данные, да.

Олеся ТИТАРЕНКО: Ну, вот у меня здесь был заготовлен вопрос по поводу того, что гражданину необходимо подавать заявления в подведомственную ему службу. И для этого необходимо знать структуру подразделения. Отчасти вы на него ответили. Но все-таки давайте обозначит структуру вашего подразделения, которая непосредственно работает с гражданами? То есть, какая она вообще существует, чтобы люди понимали? Мы проговорили сейчас по поводу железнодорожного пути, о том, что есть линейное подразделение. Если что-то случается, то получается то, к кому обращаться, это знает начальник поезда. А как сам гражданин может узнать, какое структурное подразделение вот, например, под его ведомством?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Если гражданин находится на том или ином объекте транспорта, будь-то вокзал, аэропорт или порт, он  обращается в дежурную часть, которая расположена на данном объекте, либо к постовому полицейскому.

Олеся ТИТАРЕНКО:  То есть, по сути, мы говорим о том, что у вас есть дежурные части. У вас есть отделы милиции как на земле?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Да, они называются линейные отделы полиции — ЛОПы.

Олеся ТИТАРЕНКО:  А в системе Интернет можно посмотреть территориальность этих линейных отделов?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Да, конечно.

Олеся ТИТАРЕНКО: Каким тогда образом человеку можно найти конкретный отдел, скажем так, линейной полиции, который ему подходит? По адресу он может забить информацию?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  На сайте нашего Управления…

Олеся ТИТАРЕНКО: Да, вот мне расскажите про это поподробнее.

Михаил ВЕСЕЛОВ:  У нашего Управления есть свой сайт, который легко найти.

Олеся ТИТАРЕНКО: Как он называется, ваш сайт?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Так и набирается: Управление на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу. Там дальше, как говорится, по ссылкам — все в доступе, все понятно. Структура там изложена на сайте, плюс есть телефоны доверия, указаны; часы приема и руководства Управления. Я думаю, тот кто зайдет туда, мне просто так сложно объяснить без компьютера.

Олеся ТИТАРЕНКО: По сути, у вас на сайте указано территориальное отделение каждого отдела, да, по адресам? Или же нет этой информации?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Структурное построение указано. Понимаете?

Олеся ТИТАРЕНКО: Дежурные части обозначены? Как у нас на земле, да, мы заходим в Интернет и видим: отдел милиции №68, №58, и вот какая территория.

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Конечно, в структуре нашего Управления 22 подразделения линейных. И каждому дано свое наименование — либо по, скажем так, станции базирования, городу, вот есть Мурманский линейный отдел, есть линейный отдел на стации Бологое — это для сравнения, чтобы понять. А крупные узловые станции, крупные вокзалы… и везде указаны дежурные части расположенных данных подразделений. При том, что каждое из таких подразделений тоже может в свою очередь подразделяться. Если взять тот же Мурманский линейный отдел, в его составе также линейные отделения в порту и в аэропорту.

Олеся ТИТАРЕНКО: По сути, человек изначально обращается именно в дежурную часть?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Именно так.

Олеся ТИТАРЕНКО: Да? Напрямую работает с ним. А если его что-то не устраивает как работает дежурная часть, куда он должен жаловаться?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Жалоба вышестоящему руководству, либо в прокуратуру как надзирающий орган. Но все первичные моменты они фиксируются в дежурной части и регистрируются дежурным. И случаев на данный момент какого-либо некультурного обращения с гражданами у нас не допускается.

Олеся ТИТАРЕНКО: Вот так как все-таки ваша специфика работы связана не только с гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами, скажите, вот эти иностранные  граждане обладают такими же правами и обязанности, как и граждане Российской Федерации, и могут обратиться в полицию за помощью, либо нет?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Безусловно, любой гражданин любой страны, находящийся на территории Российской Федерации, имеет точно такие же права, как и российский гражданин. И в рамках федерального закона №59, который регламентирует порядок обращения граждан как в органы внутренних дел и в любые государственные органы, оказывающие услуги, он имеет право написать заявление, обращение, либо предложение высказать по работе этих органов.

Олеся ТИТАРЕНКО: По сути, от того, что у него нет прописки в Российской Федерации, гражданства, ему отказать не могут в принятии данного заявления?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Это ничего не меняет. И для сравнения я вам скажу, у нас несколько раз совершали кражи у граждан КНР, вьетнамских граждан. И все заявления точно так же от них регистрируются, принимаются. Более того скажу, оперативно службами нашими  осуществляется связь с бюро переводов, и переводчик обязательно предоставляется данному гражданину, чтобы он понимал весь процесс происходящего с ним и порядок оформления документов.

Олеся ТИТАРЕНКО: Михаил Юрьевич, расскажите об электронных обращениях в Управление на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу? В каких случаях вы рекомендуете писать электронные обращения, а не личные, через отдел полиции?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Сейчас, учитывая то, что средства связи у нас очень сильно шагнули вперед, и большинство людей имеют с собой смартфоны, iPhone и другие предметы быстрой связи, доступа в Интернет, то фактически обращения на сайт любой организации, в том числе и нашей, может осуществляться в режиме онлайн. То есть, если человек летит в самолете и видит, что-то такое совершается, он уже может в прямом режиме написать заявление, либо еще что-то. Это как к вопросу о том, когда обращаться. А вообще, в принципе, по любому возникшей какой-то ситуации, по которой есть проблемы, или требует разрешения, объяснения, человек вправе обратиться в электронном виде. Сообщение будет также зарегистрировано, обработано в установленные законом сроки. И ответ будет направлен на тот адрес электронной почты, которую укажет гражданин.

Олеся ТИТАРЕНКО: Все-таки, учитывая, что одна из целей нашей передачи также разгрузить немножко ваше ведомство от рутинной работы и некомпетентных обращений граждан, мне бы все-таки хотелось, чтобы вы дали рекомендации, в каких случаях стоит писать письменное заявление в дежурную часть, а в каких случаях, действительно, наилучшим образом в интересах гражданина поступить таким образом, чтобы это обращение было в электронном виде? Потому что если человек начнет писать и в электронном, и в дежурную часть — везде, во все инстанции — вы представляете, что у вас работы будет очень много, и вы должны по всем этим обращениям отписываться. А я все-таки хочу именно разграничить, в каких случаях одним образом стоит поступать, а в каких — другим.

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Я понял. Суть сводится к тому, что обращения в дежурную часть гражданину должно происходить в случае совершения противоправного деяния. То есть, тогда, когда в отношении гражданина, либо его имущества уже что-то совершено. Это требуется для более оперативного раскрытия преступления, поимке преступника, привлечения его к ответственности. Здесь однозначно нужно обращаться в дежурную часть любого, будь-то линейный отдел на транспорте, будь-то территориальный орган внутренних дел. Потому что если направить такое сообщение электронной почтой, пока оно будет перерегистрировано, дойдет до оперативных сотрудников, которые потом будут связываться с заявителем, чтобы установить дополнительные функции, на это уже уйдет несколько суток. В электронном виде я бы советовал направлять заявления пожелания, скажем так, ответы на вопросы, которые носят общий характер работы подразделения, либо разъяснения на порядок действия сотрудников. Здесь благоразумнее направлять такие заявки в электронном виде.

Олеся ТИТАРЕНКО: Какую информацию должно содержать обращение, чтобы оно было рассмотрено?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Несомненно, анонимные обращения очень редко рассматриваются, хотя закон подразумевает такое, но только в случае об указании в нем совершения тяжкого преступления, либо относящегося к экстремисткой, террористической направленности преступления. Вообще любое обращение должно быть изложено в корректной форме с указанием всех событий, сути происшествия, от кого это обращение с обязательным указанием полных данных (без паспортных можно, можно с паспортными) и обязательно со средствами связи, будь-то электронный адрес, мобильный телефон, другой телефон, чтобы можно было связаться с заявителем.

Олеся ТИТАРЕНКО: В течение какого срока должно быть рассмотрено электронное обращение? И давайте поговорим об обычном обращении? Что является результатом их рассмотрения?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Сроки рассмотрения сообщений, что электронного, что обычного, они регламентированы тем же федеральным законом №59 — это 30 дней, в течение которых будет дан ответ заявителю на тот адрес, который он укажет, с полным изложением сути по обращению.

Олеся ТИТАРЕНКО: А что является результатом рассмотрения данного обращения?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Ответ органа, проводившего проверку по данному обращению, с указанием тех или иных выводов, ну, или мер, принятых по обращению. Все зависит от того, какой характер оно носило.

Олеся ТИТАРЕНКО: Очень часто для результативного рассмотрения обращения необходимо оперативное вмешательство в ситуацию, то есть, оперативные действия. Что вы можете посоветовать гражданину, чтобы его обращение было рассмотрено все-таки не в течение месяца, а вот немедленно приступили к поимке преступника? Либо это уже все-таки определяется сотрудником?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Как я уже и говорил, если совершается преступление, человеку нужно обращаться в дежурную часть. И тогда сразу подключаются оперативные сотрудники. Если обращение происходит через посредство электронной, телефонной связи, оно до какого-то момента, скажем так, считается обезличенным, даже если человек надиктовал свои данные. Все равно потребуется… Да, будут приняты все меры к устранению или выяснению причин преступления, правонарушения, указанных в сообщении, но также и будут приняты меры к установлению лица, сообщившего данные сведения.

Олеся ТИТАРЕНКО: В нашем городе существует большое количество народных дружинников. Вы с ними взаимодействуете? Если да, то как они вам помогают?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Безусловно, Управление на транспорте, оно не отличается ничем от территориальных органов. Единственное, конечно, в нашем распоряжении нет столько лиц дружинников, которые обычно формируются из граждан проживающих. Так как вам известно, у нас на объектах транспорта прописки нет, но всеми силами и средствами мы стараемся принимать помощь граждан. Например, у нас очень налажено взаимодействие со студентами вузов, которые в рамках акции привлекаются сотрудниками полиции для проведения каких-то мероприятий, оказания помощи при проведении мероприятий. А также для ознакомления с методами работами с транспортной полицией. Конечно, в основном взаимодействие у нас происходит с частными охранными предприятиями и другими охранными предприятиями, находящимися на объектах транспорта и обеспечивающими транспортную безопасность.

Олеся ТИТАРЕНКО: Михаил Юрьевич, нас сейчас слушает большое количество граждан, которые наверняка думают о том, что могут быть полезны вашей службе. Например, знают о каком-то происшествии, но молчат, так как не знаю, что делать с этой информацией. Расскажите, как обычный гражданин может вам помочь?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Любой гражданин, ставший свидетелем совершения того или иного противоправного деяния может, ну, я бы сказал, руководствуясь своей гражданской позицией, должен сообщить в ближайший отдел внутренних дел. И оперативность доведения такой информации до сотрудников полиции всегда сыграет свою службу. Сообщить можно как через телефоны доверия, указанные, в частности, на нашем сайте, так и непосредственно при наборе с телефона по номера по мобильному приложению 112.

Олеся ТИТАРЕНКО: На сайте Управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу я прочитала, что ваше руководству уделяет большое внимание духовному воспитанию сотрудников. В этом значительную роль играет открытая в 2001 году часовня во имя Архистратига Божия Михаила. В часовне служил иерей Константин, священник Крестовоздвиженского собора Санкт-Петербурга. Расскажите более подробно о том, как происходит духовное оздоровление сотрудников транспортной полиции и какие это дает результаты?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Да, вы правы, часовня у нас работает, ее могут посетить в удобное для них время и граждане, и сотрудники полиции. Непосредственно отец Константин входит в Общественный совет, созданный при Управлении на транспорте по Северо-Западному федеральному округу, в который входит более 20 граждан нашего города — это из различных сфер деятельности, науки, искусства. Они все, конечно, влияют на духовное состояние сотрудника полиции и подходят со всей ответственностью к своим обязанностям.

Олеся ТИТАРЕНКО: А что это за Общественный совет, о котором вы сказали, поясните?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Общественный совет — это группа людей, куда входят и бывшие сотрудники Управления на транспорте, и деятели общественности, которые принимают участие в работе и воспитании, духовно-нравственном воспитании сотрудников Управления.

Олеся ТИТАРЕНКО: Это какая-то созданная вновь некоммерческая организация? Или что это? Какая правовая основа этого Общественного совета?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Нет, это как общественный надзор за деятельностью сотрудников полиции?

Олеся ТИТАРЕНКО: Он законодательно закреплен? На каком основании он вообще существует? Что это за общественный надзор?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Вот вы знаете, по аналогии как есть Общественный совет при президенте, вот также создано и в других структурах.

Олеся ТИТАРЕНКО: Понятно, очень интересно. Расскажите наиболее яркие случаи о пресечении преступной деятельности на транспорте?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Скажем так, один из наиболее ярких случаев, имевших большой резонанс, достаточно большой резонанс — это произошедшая в 2012 году попытка ограбления участников ювелирной выставки в Санкт-Петербурге проходившей преступным сообществом, выходцами из Колумбии. То есть, данные граждане, их было порядка 11-ти человек, заранее приехали в наш город под видом туристов. Очень хорошо его изучили, провели полную подготовку к совершению своих противоправных действий. Подготовились, арендовали машины, купили средства сотовой связи. И действуя группами одновременно, попытались совершить грабеж ювелирных изделий и драгоценных камней у участников ювелирной выставки. Скажем так, первичная подготовка у них была очень хорошая, и это им удалось. Они действовали профессионально как артисты. То есть, без применения каких-либо… оружия и других подручных средств. Было произведено два грабежа удачных — один на Московском вокзале в поезде при посадке у ювелиров из Сибири, и второй — в аэропорту Пулково у гражданина Турции, который также прилетел на эту выставку. Но благодаря тому, что очень оперативно данная информация поступила, соответственно, в Управление и сотрудникам транспортом полиции, удалось отработать ее и связать воедино эти два преступления. Посредством дальнейших, не буду говорить каких, оперативно-розыскных мероприятий, было установлено четкое взаимодействие и взаимосвязь между этими двумя происшествиями. За семь суток отработано очень много, большое количество информации как видео, так и аудио. И практически полностью эта группа была установлена. И была, благодаря четкой координации действий сотрудников Следственного комитета на транспорте и оперативных подразделения, она была полностью арестована в аэропорту Домодедово в Москве при попытке уже улететь в Колумбию. Таким образом была предотвращена попытка вывоза похищенного на сумму более 40 млн. рублей. Все лица арестованы и отбывают сейчас наказание в местах не столь отдаленных, как говорится.

Олеся ТИТАРЕНКО: Наша передача подходит к концу. Что вы можете посоветовать нашим радиослушателям напоследок?

Михаил ВЕСЕЛОВ:  Напоследок, сейчас у нас период летних перевозок, как железнодорожным, так и воздушным транспортом, и хотелось бы очень акцентировать внимание граждан на внимательность и несовершение действий, которые бы привели к их ухудшению положения или способствовали бы совершению преступлений. Хотел бы еще раз сказать, что если в отношении вас будет совершено какое-то противоправное действие, незамедлительно сообщайте, обращайтесь в дежурную часть полиции — на вокзале, станции, или обращайтесь к наряду сопровождения. Если наряда сопровождения нет, обращайтесь к начальнику поезда или командиру судна. В дальнейшем следуйте четким их указаниям, запишите данные, адреса свидетелей, если они были. Ну, и напоминаю еще раз, что вы можете обратиться на телефон доверия Управления, который указан на сайте.

Олеся ТИТАРЕНКО: Михаил Юрьевич, спасибо, что пришли к нам. Подводя итог сегодняшней передачи, стоит отметить, что, находясь на объектах транспорта — водном, воздушном и железнодорожном — ваш покой и сохранность имущества обеспечивают сотрудники транспортной полиции, а не территориальных органов внутренних дел. Сейчас вы знаете, куда стоит обращаться за помощью, если неприятное происшествие в виде преступной деятельности третьих лиц застигло вас в пути. А также знаете, что делать, если стали свидетелем правонарушения. На примере моего собеседника мы видим образ современного сотрудника органов внутренних дел на транспорте. Юридически грамотный профессионал своего дела, ежедневно с честью несущий службу. Я напоминаю, в гостях у нас сегодня был Веселов Михаил Юрьевич — старший инспектор Управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу.

Суров закон, но это закон, его необходимо исполнять, каким бы суровым он ни был. Спасибо за внимание. Всего доброго!

© Олеся Титаренко

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

 

 

 

 

 

Мы в Google+

С уважением, Ваш адвокат, Титаренко Олеся Валерьевна.

Позвоните мне сейчас по телефону: +7 (921) 339-66-99,
мы встретимся, обсудим Вашу ситуацию и выработаем ИНДИВИДУАЛЬНУЮ СТРАТЕГИЮ юридической защиты.

Мы в Google+